Факультет ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. Годы учебы 1953-1959. По волнам моей памяти.

adv1

adv2

Нина: 

Год 1953-ий. Окончание школы, светит Золотая медаль.

Задумываемся о будущем: мама учитель, папа инженер.

Вот подружка, даже не совсем подружка, а просто одноклассница сказала - в Бауманский, а я и не знала, что это.

Тут кстати оказалось, что сын нашего учителя математики и его жена окончили МВТУ, ф-т А3, специальность Гироскопы. Слово-то это услышала впервые. Рассказали - тело с большим моментом инерции... Все...

С этим и пошла. В Заявлении написала специальности по приоритету: Гироскопы, Оптико-механические приборы, Металловедение.

С тем и пришла на собеседование. Задали геометрическую прогрессию, велели найти 6-ой член. С побелевшими от волнения губами шептала формулу, но требовали конкретный ответ. Шепотом выдала цифру, посчитали, что Металловедения с меня хватит, но настырно шептала - Гироскопы. Про момент инерции твердила самозабвенно, но глядя на мои очки, решили, что Оптико-механические мне как раз.

Так и попала!

Антон: 

(Y) (Y) (Y)

....а что было дальше? (dt) :-D

Антон: 

....а мне вот не светила Золотая....даже Серебренная не маячила как-то! :-D

Нина: 

А без экзаменов-то поступать - ох, как хорошо!

Все лето свободное, на Кавказском побережье, вода, песочек...

А 30-го августа погнали в бассейн, 200 метров сдавать!

Тут-то и пригодились Черноморские упражнения. Отмахала, хоть и по-собачьи, но до последнего сантиметра!

Нина: 

На главной фотографии моего альбома с правого края наш комсорг Миша - будущий преподаватель Дроздов Михаил Михайлович, на работе встречала его студентов.

Миша умер в 1978 году, а студенты его хорошо запомнили.

Ирина: 

Нина, какая вы молодец, что встречаетесь регулярно!!!! (Y) Я вот своих уже который год в кучу не могу собрать :-(

Нина: 

Откуда же это видно, что мы часто встречаемс?

Поначалу да, действительно нередко, хотя и без регулярности. Например, всей группой отмечали60-летие нашего бессменного старосты.

Но впоследнее время все больше на... похоронах.

Уже нет половины мальчиков и двух девочек.

Вот так!

Так что встречайтесь, не жалейте для этого ни времени, ни усилий.

Многих не можем отыскать даже по интернету, поэтому о смерти Любочки, которая случилась... 6 лет назад, узнали только недавно, найдя здесь ее сына.

Ирина: 

Ну я где-то у вас прочла, что вы стараетесь встречаться минимум каждые три года... По сравнению с нами это часто :-)  Или я ошибаюсь? :-(

Антон: 

что вы стараетесь встречаться минимум каждые три года...(с)

Нина (F),и я это где-то прочитал.

....вот интересно,а какие порядки,правила....ну и т.д....дух,так что ли? были в школе,когда Вы учились? Ещё и потому спрашиваю,т.к. понял,что Вам есть с чем сравнивать,в динамике,так сказать.

Нина: 

Нет, ребятки дорогие мои, я даже и не вспомню, где я это могла написать, что через три года.

Встречаться, конечно, встречались и в кафе, и дома.

Но самое печальное то, что встречаться почти не с кем.

В некоторое отклонение от темы хочу поделиться своими мыслями об общении.

Еще я усиленно занимаюсь генеалогией на форуме ВГД.

Откопала многих неизвестных ранее предков, тем, кто известен восстанавливаю биографию. Надо бы расспросить тех, кто знает и помнит. Но где они? Моя прабабушка умерла, когда мне было 25 лет. Сколько можно было у нее почерпнуть и о ее родителях, о быте того времени...

Далее, держу в голове - спрошу у тети Гали - звоню, а ее уже 2 года, как нет. О школе, думаю - спрошу у Эли - звоню, а она вчера (!) умерла.

Нельзя откладывать общение, дружбу, интерес. Каждый человек уникален, многогранен, каждый кладезь сведений об эпохе, традициях, семье.

Не теряйте родных и друзей, соседей и учителей!!!

Антон: 

спрошу у Эли - звоню...(с) ....соболезнования...

....а кто это? Одонлассница?

Любовь: 

Беспокойство, ну и прочьи

Вожделения в душе.

Ах, какие были ночи

Тридцать лет тому уже!


И какие были весны,

Да и зимы заодно.

А ведь нам еще не поздно,

И не выпито вино!


Все равно ведь сердце радо

Даже выдуманным снам.

О весне грустить не надо,

Эта грусть и есть весна.

Нина: 

Антону:

Эля - это любимая ученица моей мамы, на три класса старше меня. Подарила для школьного альбома много фотографий, рассказала о некоторых учителях.

Любочке:

Спасибо за стихи, весьма своевременно. Светлая и точно выраженная поддержка.

Павел: 

(^) (^) (^)

С праздником, Нина !!!

Побольше ВАМ Любви, здоровья, работы,

а нам таких " пенсионерок" !!!

Юлия: 

Ну я где-то у вас прочла, что вы стараетесь встречаться минимум каждые три года...(с)     Это не Нина писала , а Тамара Никитина в теме" Бла-бла...", когда обговаривалась встреча на боулинг...

И это на самом деле очень часто ( по сравнению с нами), за них можно только порадоваться, а нам сделать правильные выводы!...( Нам - это тем, кто встречается реже, чем раз в три года!)  :-(

Антон: 

......уже говорил ,что Юлия (Y)-глазастая? :-P

Ирина: 

А я ж говорила, что где-то читала :-D

Нина: 

Именины пролетели, (S)

Поздравленья отзвучали. (nt)

Значит, целую неделю (F)

Буду жить я без печали. (U)

Призовем воспоминания, (E)

Погрустим о них в тиши, :-(

Проплывут переживания (co)

Сердца, памяти, души. (L)

Нина: 

1-сентября 1953 года.

Вторник, занятия начались в 16-30.

Поступали вчетвером, но Таня и Ира на МТ, Инна тоже на П, но Точная механика - это другой поток.

И пришла я одна!

Первая лекция по черчению. Преподаватель по фамилии Ломакин все два часа толковал о карандашах ТМ, Т и т.д., ластиках, форматах, туши и перьях. А о черчении понятия было мало, в школе рисовали орнаменты, да и те вкривь и вкось.

Хлебнула я!

Нина: 

1-ое сентября 1953 года.

Вторая пара (такого понятия у нас раньше не было). Семинар по математике, прямо до лекции, а уже начали что-то решать.

Светлое воспоминание о преподавателе - Коган Сергей Михайлович все четыре семестра вел у нас семинары. Интеллигентный, спокойный, доходчиво объясняющий.

Сейчас на этой кафедре преподает мой сын, так он спрашивал о Когане, вроде даже нашлись альбомы с фотографиями. Если удастся отсканировать, обязательно выложу.

Человек весьма достойный, и в памяти и в душе занимает свое место.

Нина: 

1-ое сентября 1953 года.

Третья пара, английский язык, началась аж в 20-30. Тут повезло познакомиться с однокашниками. Всего шесть человек поначалу. Остальные в немецкой группе.

Это были Мила, Люба, Нина, Миша, Олег, Толя.

Миша - это будущий преподавтель.

Олег - племянник преподавателя Лебедева Евгения Николаевича.

Учительница - обворожительное создание, настоящий друг и заступник студентов. Хотя никаких неприятностей, связанных с языком, никогда и не было.

Рошаль Валентина Дмитриевна, тоже все семестры была с нами, учили грамматику, писали диктанты, сдавали тысячи. Узнали много оптических терминов на англ. яз.: rays. aperture. penetrate ets.

Это общение также относится к самым светлым моментам учебы.

Позже пришли Тамара, две Тани, Коля.

Нина: Теперь, когда начала эту тему, хочется рассказать все, что помню о тех далеких годах, но оказалось, что не так уж много.

Тогда обратилась к разным источникам.

И прочитала.


Кафедра ИУ-5 является одной из старейших кафедр на факультете "Информатика и системы управления" МГТУ им. Н.Э.Баумана и была создана в ноябре 1938 года. Кафедра была создана по инициативе промышленности и вначале называлась "Счетно-решающие приборы и устройства".

Среди выпускников кафедры много выдающихся ученых и руководителей отечестсвенной промышленности, Лауреатов Государственной и Ленинской премий СССР. Средни них Бальмонт Б.В., ... Мусатов И.Ф., Преснухин Л.Н., Смирнов Ю.М., Четвериков В.Н. ...

Мусатов И.Ф. - не тот ли  это сын нашего Федора Ивановича, кто и определил мою дорогу в МВТУ, кто разъяснил про момент инерции?

Кто-нибудь знает?

Нина: 

Я буду писать только сюда.

Если распыляться на многие темы, концов не соберешь. И никто друг друга не найдет...

Итак, группа ОМ-12.

Пришли учиться в таком составе (были небольшие изменения, кто пришел несколько позже, кто по дороге отстал, но я просто напишу всех, кто учился в группе за годы 1953-1959).

1. Андреев Валентин - ушел еще на 1-ом курсе.

2. Воронкова Мила, в замужестве Соломатина.

3. Галиновска Яга, приехала из Польши, училась блестяще по всем предметам, даже по физ-ре. К концу поменяла фамилию, стала Мушинская.

4. Дроздов Миша, наш комсорг и наша гордость, будущий преподаватель. По жизни встречалась с его студентами. Большой шутник.

Всю жизнь вспоминаю его милую шутку: Хотите чаю? А почему не хотите? Почему-то очень запомнилось.

Позже расскажу о нем еще.

Проводили в последний путь в 1978... Прощались в Актовом зале: коллеги, ученики, однокурсники.

Антон: 

(Y) (F)

ЗдОрово!

Ждём продолжения.

Нина: 

Группа ОМ-12.

5. Долганов Николай Евгеньевич, был несколько старше нас, диплом защищал позже.

6. Дашкевич Станислав, поляк. В конце женился на нашей девушке Люсе Петровой.

7. Катуша Вадим - в поле зрения иногда появляется.

8. Куракова Люба, Любочка - моя подружка первых студенческих лет, ее фотографии есть в моем альбоме. Жена Миши Дроздова. Здесь, на Одноклассниках познакомилась с их сыном Михаилом, тоже бауманцем, от него и узнала грустую весть о Любочке.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ тебе, ДОРОГАЯ!

Мы все тебя помним и грустим.

Андрей: 

Я закончил П2 в 1967. Работал в институте связи, но по делам  бывал на кафедре. Миша Дроздов мне жаловался, что у него сложилась нехорошая ситуация на кафедре и что он нашёл себе другое место работы. Предлагал мне работать с ним. Чтобы окончательно обо всём договориться мы должны были встретиться не на кафедре, а предварительно я должен был ему позвонить домой. Когда я позвонил, подошла его жена и сквозь рыдания сказала мне, что он умер прямо на работе после игры в настольный тенис. Это было для меня шоком. Миша был очень хороший человек во всех отношениях.

Нина: 

Спасибо за это дополнение.

Миша был человеком высокой пробы. Трудно представить, что у него могли не сложиться отношения. Сначала он работал с нами на Геофизике, а потом ушел в институт. О его инфарктах мы знали, но такое! Это был удар! У меня к этому времени уже было трое детей, и родилась внучка, поэтому я была несколько далека от событий. Но в Актовом зале были все. Так же и на Ваганьковском. Встречалась с Мишиными студентами, для всех он был авторитет. Это наша первая потеря.

А в параллельной группе уже не досчитались Рудя Виталия Герасимовича, тоже преподавателя кафедры.

Андрей: 

Сам Миша мне ничего не сказал о сути той ситуации, но от других людей я слышал, кто был в ней виноват. Я не хочу называть имена. А о Мише никто никогда ничего кроме хорошего не говорил.

Несомненно, что необходимость принять окончательное решение об уходе с кафедры лежала у него на душе тяжким бременем и создала сильную стрессовую ситуацию, что и привело к печальному концу.

Нина: 

2 марта у Миши Дроздова день рождения. (L)

Как оказалось, есть люди, которые его знали и помнят. (nt)

Давайте вместе вспомним нашего  (co)

однокурсника, товарища, коллегу, преподавателя.

Антон: 

...просто никогда не пересекался....но как говорят о нём-ясно-человек достойнейший.

....фото есть его в альбоме?....пошёл смотреть...

Нина: 

Пошел проводить нас хозяин квартиры.

Спускаясь за нами, он дверь не закрыл.

Спокоен он был: ведь воры основные

Уже уходили, прощаяся с ним.

Расстались мы с ним у палаточки с квасом.

Печальный прощания миг наступил.

Валите, вы – крикнул Мишуточка басом,

Кругом повернулся и прочь зашагал.

Выделены подлинные выражения нашего гостеприимного хозяина.

Вот такое воспоминание мне оставлено судьбой более, чем на полвека.

Наивно, трогательно, бесхитростно...

Нина: 

Вот дальше глядим – закоулочек темный.

Идти или нет? Но спешим мы туда

И видим: написано белым на черном

Большая девятка, а рядом с ней А.

Приблизились к двери, на кнопку нажали

И вдруг услыхали за дверью шаги.

А это вразвалочку движется к двери

Мишутка, услышавший наши звонки.

Распахнута дверь, мы стоим на пороге,

Снимаем пальто и проходим вперед.

Тепло и уют у Медведя в берлоге,

Задумчиво, нежно приемник поет.

…………………………………………..

Нина: 

Получилось вот что (помню до сих пор дословно)

Названия никакого, но можно было бы сказать:

Подражая Некрасову…

Однажды в студеную зимнюю пору

Мы из дому вышли, был сильный мороз.

Решили мы к Мише заехать Дроздову,

К которому был у нас важный вопрос.

Спустились мы вниз по Садовой по Спасской.

И дом отыскали его без труда.

Поднялись по лестнице, смотрим с опаской:

Но где же квартира девятая А?

Нина: 

Люба и Миша

Нет, я не собираюсь , конечно, описывать историю их взаимоотношений.

Расскажу только о своем соприкосновении с этой парой.

Я уже говорила, что Люба была моей первой институтской подругой,

вместе проводили свободное время, готовились к экзаменам у меня дома.

Я жила в районе площади Восстания, в переулке напротив Планетария.

Люба у своей тетушки в Измайлове, а Миша - на Садовой, в доме №12/12, где радиотовары.

Как-то в перерыве между экзаменами мы с Любой и навестили его. А когда вернулись, запечатлели этот визит в небольшом стихотворном опусе, каждая по строчке.

Людмила: 

Нина,ждем продолжения (F)

Нина: 

Группа ОМ-12.

9-10. Крутов Борис,  Кудрина Вика - еще одна студенческая пара. В 1957 году, в ноябре у них родился сынок Виктор. В это же время я ожидала свою первенькую, так ездила к Вике за консультацией - пеленки, бутылочки, ползунки. Мне даже доверили погулять с ребенком. Я, гордая, шла с коляской и примеряла, как это будет выглядеть через несколько месяцев. А потом уже Вика приезжала ко мне смотреть мою Ляльку, кстати и подкормить - увы! молочка не хватало.


11. Карташева Тамара, в замужестве Бондаренко - это тоже студенческая семья, только ее муж Коля с 34-го ф-та. Также в институте родилась дочка Светочка. С Тамарой и сейчас дружим, правда, больше по телефону.


12. Коновалов Коля - тоже очень светлая личность, замечательный мальчик, хорошо пел, умел дружить, иногда бывал на наших встречах, но в последее время о нем не знаем. Работал и жил в Зеленограде.

Антон: 

(Y) (Y) (Y)

....этож надо иметь такую память!

....сегодня вот только подписывал фотку группы-так выяснил,что не во всех фамилиях уверен... :-(

Нина! (F) То,что тема уходит с первой стр. иногда-ничего не значит!Совсем! ....ну кто сказал,что самые главные-интересные темы и иллюстрации в книге-в  начале?

....а ещё всё видно,когда постили в тему по "Лента активности группы",её видно ,выйдя в группе,нажав на "основное" (самый верх,слева)

Так что ждём продолжения. (Y)

Антон: 

Нин(F),так с тем же я вопросом(просто он уже много раз тут на форумах,в разных темах,поднимался).

Вот удалось застать и сталинскую школу,и хрущёвскую,и брежевскую,и после. Какие между этими подходами к образоваию можно назвать отличия? Заранее пасиб.

Светлана: 

Нина!
Все ждем продолжения!
Читаем как книгу.
Когда выйдет очередная глава???

Нина: 

Спасибо...

Очень трогает внимание к моему

нехитрому повествованию.

Продолжение будет.

Но столько всего начато: школа, генеалогия,

родные города, любимые места в Москве.

Когда успеть?!

Да, очень важная новость: отозвались выпускники

группы СМ-12. Значит, я уже не одна.

Нина: 

Прочитала воспоминания моего преемника Эдуарда , а и правда, он пришел в институт в год моего окончания. Замечательно, легко и остроумно написано. Вот уж у кого память! Столько мелочей врезалось, и какая наблюдательность!

Надо, наверное, и мне продолжить.

АНТОН!

Ты с меня спрашиваешь разницу в подходах к обучению, как будто я какой летописец или жизненный обозреватель. Не училась я во все эпохи, а только в одну - 1953-1959.

И была законопослушной настолько, что все исполняла, не рассуждая: надо начертить - чертила, надо решить - решала, звали на субботнтк - шла...

А в последующие эпохи учились мои дети (трое - с большой разницей). При этом я раз в неделю ходила в школу, спрашивала, какие пробелы, какие жалобы. И снова: надо доклад - писали, требовали оформить сочинение - клеили открытки, просили сдать на что-то деньги - не задерживали.

А в институтах дети учились (кстати, в МГУ) - не ощущала разницы: так же задания, та же сессия, защита диплома...

Нина: 

Группа ОМ-12.

13. Ласий Толя - белорусский паренек, медвежонок-увалень.

Спокойный рассудительный, очень уравновешенный. Распределен был на завод в Лыткарино, а жил в подмосковном Реутове. На встречах группы бывал. Однажды даже приезжал к нам на Геофизику в командировку. Поступил в аспирантуру МИИГАиК, но , видно, непосильная нагрузка сказалась на здоровье.

В середине 70-х узнали, что заболел, ездили домой, но соседи сказали, что в больнице. А потом и донеслось до нас, что Толи уже нет .

Нина: 

" Тебя не чешут, и не хрюкай".

"Мадам, это не Вы потеряли на углу талон на повидло? Бегите, он еще там лежит."

"Ну ты, лишенец!"

Я тогда об Остапе Бендере и не слышала.

На последних курсах очень хорошо учился, на одни пятерки. Распределен был в Подлипки. На встречах группы бывал, но не всегда. Давно о нем ничего не знаем.

Племянник Олега Александр Лебедев – известная личность. Пыталась через него навести справки, но он не ответил.

Нина: 

Группа ОМ-12.

14. Лебедев Олег - тоже замечательная личность. В отличие от многих из нас, в МВТУ пришел уверенно, по стопам старшего брата. Евгений Николаевич Лебедев - не просто учился в МВТУ, а к тому времени уже его окончил, преподавал, был мастером спорта по водному поло, выступал за сборную СССР. Олег гордился братом.

Сам хорошо учился, был начитан, независим.

Вспоминаются афоризмы, несколько грубоватые, но теперь, по прошествии времени, вспоминаются очень тепло и весело.

Антон: 

Нина!(Y)(F)

а только в одну - 1953-1959.(с) Как это? Вопос про вообще обраование,подходы -дух к нему,а не про МВТУ только...

....на примере:оставляли в школе на второй год(а бывало и круче),потом -престали....ну и т.д.

....или фильм "Доживём до понедельника"-тоже в ,каком-то смысле,об этом же...Вот и хотелось бы не по фильмам и т.д. судить,а взгляд очевидца-участника,"изнутри типо".

Нина: 

Расскажу о школе подробнее.

Но можно сначала посмотреть мою тему "Школьный вальс" на ВГД, где все, что помнила, рассказала.

http://forum.vgd.ru/66/5799/

А здесь на Одноклассниках моя группа "Гордая твердая

124-ая", она открытая. Там много фотографий и воспоминаний.

Ну, и потом добавлю свои мысли и кое-какие факты. Но это уже далеко от МВТУ-МГТУ.

Антон: 

Но это уже далеко от МВТУ-МГТУ.(с) И не страшно.Зачем себя так обязательно огрничивать-то?:-D

и потом добавлю свои мысли и кое-какие факты(с) Нина(F),ждём......не значит-торопим.....но ждём.:-D

пи/си:по ссылам был.Интересно.Пасиб.(Y)

Нина: 

Школа, школа...

Чем дальше она по времени, тем ностальгичнее воспоминания, тем нежнее ореол вокруг нее, тем туманнее и разряженнее воспроизводится то колюче-дискомфортное, что иногда горошиной проскальзывает под пуховыми слоями времени. Все, кто мне пишет, говорят о школе, затаив дыхание, с замиранием сердца. А было строго!

Очень строгий директор Марина Семеновна Девина, в строгом синем костюме, красивая внешне, с тщательно уложенной прической. Строга, но справедлива.

На второй год оставляли косяками. Я смотрю снимки классов на год младше нас, и вижу на треть своих одноклассниц.

По поведению четверка - это равносильно двойке, надо было что-то натворить, чтобы схватить четверку.

Помню некоторые эпизоды. Дежурный класс выстраивался цепочкой посреди коридора, а все должны были на перемене гулять с одной стороны в одном направлении. Разрывать цепочку не разрешалось.

Нина: 

Школа, школа...

Помню еще. Проверяли наличие белых воротничков на форме. У кого не было, сбивались в стайку и слушали проработку.

Экзамены сдавали с 4-го по 10-ый класс каждый год по всем предметам. Часты были собрания: в средних классах сбор отряда, звена, а в старших комсомольские. Причем вечером, т.к. школа работала в две смены, и собрания назначались на вечер, все шли, даже не было мысли, чтобы прогулять. Достанется от своих же. На собраниях витал дух единения, товарищества, даже если кого-то прорабатывали (да, именно сами, на полном серьезе), не было злорадства, а только желание разобраться и помочь. Были торжественные собрания с докладами к праздникам - 7 ноября, 1 мая,а в конце все пели Гимн демократической молодежи. Нередко приглашали студентов из стран народной демократии, которые учились в Москве, в лит. институте им. Горького.

Антон: 

(Y)(Y)(Y)

....а вот была такая установка,что надо обязательно получать высшее образование? Что учиться-это хорошо?

...я учился в трёх школах(третью лучше не брать-она не по территориальному признаку была и т.д.)

Не было ничего подобного в первых двух.Т.е. даже-обратая как бы установка была.

Нина: 

Снова о школе.

Конечно, установка была на учебу.

Ясно, как день, что после школы в институт. После семилетки некоторые шли в техникум.

У нас на три класса было 19 медалей, золотых и серебряных, поступали без экзаменов. В школе специально к институту не готовили, но учебы по программе было достаточно, чтобы сдать вступительные экзамены. Поступили все.

Ни о репетиторстве, ни о каком натаскивании и помыслов не было. Во всяком случае, ни ткачихами, ни домохозяйками не хотел быть никто.

В наши годы было несколько предметов, которые позже не вошли в программу. Психология - 9 класс, Логика - 10 класс, Основы дарвинизма - 9 класс, Сталинское учение о языке - 10 класс, стенография - 9, 10 классы (но этот предмет был не во всех школах), Конституция СССР - 7 класс.

Ирина: 

Я и не слышала про такие предметы в школе!!!

Нина: 

Напоследок о школе.

Стенография очень пригодилась в жизни, особенно на лекциях по марксизму и философии.

Кажется, предмет малозначительный, но преподносила его Сарра Мейеровна Зиф самым серьезным образом.
Сама необыкновенно милая, внешне очень приятная,
объясняла все правила образования букв, слогов, словосочетаний так, как не всякий математик разжевывает.
Результат (по крайней мере, для меня) - все запомнилось на всю жизнь, использовалось на лекциях в институте и теперь многое из сокращений так и напрашивается при письме.
Помню, у нас даже проходили практику будущие преподаватели,
и тоже на полном серьезе, как по русскому и математике.

Антон: 

Нин(F),а вот это-что?

Сталинское учение о языке - 10 класс,(с)

"Человек думает словами",-это из этого курса?

Вообще,преподаватель этого урока только его вёл или ещё литературу?

Страница: 1 2

Сайт управляется системой uCoz